Фанаты дедушки  


Биография Деда Мороза
Новый Год был не такой, как сейчас: не было Деда Мороза, подарков и наступал он в России 1 сентября.

Как-то 1 января родился мальчик, назвали его Коля. Друзья из других стран называют его Клаусом. Настало лето и Коле стало не по себе. Его родители были вынуждены переехать на север. Там он хорошо жил, любил природу, очень любил детей, и всё время ждал Новый Год. А на Новый Год дарил всем различные подарки. Пока ему в пятьдесят лет во сне не приснился такой сон:

К нему прилетел ангел и говорит:

"Тебя ждёт опасность, убегай на северный полюс. Там тебя никто не тронет. Всё оставь тут, всё, только возьми свою любимою внучку, которая родится завтра."

На следующий день он ушёл из дому с действительно только что родившейся внучкой! Назвал он её Снегурочкой.

Какое-то волшебство! Они сели на тройку лошадей, а те взлетели ввысь и перевезли их на самый северный полюс! Там стоял красивый дом. Они там и остались жить, подружились со всеми жителями. С тех пор стал Дед Николай ездить, да всем подарки под ёлки ночью прятать. Кому-то он подарок подарит, кому-то внучка его, а кому-то зверьки под ёлку положат! Иногда, в самых редких случаях, он может дать подарки родителям, чтобы они положили подарки под ёлку.

А народ прозвал Доброго Николая Дедом Морозам, потому что когда он приходил - холодно становилась! Даже снег иногда идёт.

И вот прошло около 100 лет А Снегурочка всё молодая, а Дедушка Мороз полон сил.

Жил в то время царь Пётр I. Он подумал и переместил Новый год с 1 сентября на дату рождения Деда Мороза. С тех пор Новый Год стал таким же, как и сейчас.

А Дед Мороз и сейчас жив!

Немного истории
Начнем с того, что триста лет назад наш русский Новый год начинался 1 сентября. Это был естественный природный, точнее, сельскохозяйственный календарь, в котором конец года означал завершение очередного трудного сельскохозяйственного цикла.
Петр Великий, наряду со многими другими европейскими новшествами и правилами, ввел в России и европейский календарь.
Так что до XVIII века не то что Деда Мороза, но и такого привычного атрибута новогоднего праздника, как елка, на Руси не было. В сентябре ведь природа еще пышна и прекрасна, и украшать дом долговечной еловой зеленью было просто ни к чему.
Сегодня мир празднует, как известно, сначала Рождество 25 декабря, затем Новый год. У нас, прежде всего потому, что это Рождество - католическое (хотя это уже всемирная традиция), а мы более всего ценим то, что идем "своим путем", ситуация иная.
Хотя по логике вещей сначала происходит рождение, Рождество Иисуса, и от него, от Рождества Христова, ведем мы летосчисление. Есть и астрономические предпосылки к такой логике. Ведь декабрьское солнцестояние означает первый перевес света над тьмой, тепла над холодом, начало новой весны и новой жизни.
В ночь с 24 на 25 декабря - рождественский сочельник, завершающий рождественский пост. Он же открывал и у нас в старину святки - новогодние празднества, которые длились две недели.
Сегодня из-за двойственности наших правил те, кто считают себя православными, но не очень соблюдают традиции, грешат, нарушают пост, вкушая пиршественные кушанья в ночь с 31 декабря на 1 января, так как "наше" Рождество 7 января.
Сначала рождественские и новогодние праздники отмечались только дворянской частью населения петровской России. Постепенно другие слои населения, прежде всего городского, усваивали эту традицию, и много позже она укоренилась в русских деревнях. Декабрьское Рождество было понятно селянам, ведь они понимали не только религиозное значение самой даты и говорили, что "дня прибыло на куриную ступню".
Ель в доме символизирует устройство Вселенной, это Мировое дерево. Ствол - это ось Вселенной, корни - темная сторона, что-то вроде преисподней, верхушка - небо, космос, высшие сферы. Звезда на самом верху - символ вифлеемской звезды, указавшей время и место рождения Спасителя мира, золотые яблоки (это сейчас украшения носят чисто эстетический характер) - напоминание о запретном плоде, вкушенном человеком, и т. д.
В XVIII веке роль Деда Мороза играл… Святой Николай, Николай Чудотворец. Традиция вместе с самим праздником пришла из Европы, но удачно совпала с русским менталитетом.
Во-первых, Никола Угодник - один из любимых и самых почитаемых у нас святых (возможно, потому, что кроме как на чудо русским часто не на что надеяться). Во-вторых, 19 декабря - день Николы-Угодника, Николин день, Микола зимний, холодный.
Никола-Угодник почитался раньше (да и теперь) вторым после Бога заступником. Он покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод (то есть одновременно покровитель моряков и путешественников), заступник от всех бед и несчастий, известный как очень милостивый, отзывчивый святой.
Многие исследователи видят наложение культа этого христианского святого на языческое почитание эллинского бога Посейдона - владыку морей и океанов, брата самого Зевса.
Как капризный нагой бог морей превратился в степенного и рассудительного покровителя сухопутных крестьян-землепашцев, а потом и в рождественского деда - символ зимнего праздника, - закутанного в красную шубу?
Дело в том, что практически каждая новая религия, внедряемая на ту или иную территорию, не могла не опираться на прежние, изначальные представления и верования живших там людей. Даже если миссионеры пытались игнорировать, бороться с проявлениями предшествующих верований, народ не отказывался от них полностью, трансформировал, иногда весьма причудливо, их на новый лад.
Некоторые черты поклонения Посейдону позволяют предположить, что еще более древние, доэллинские языческие культы почитали его как тотемное божество в виде… коня. Об этом свидетельствует даже прозвище Посейдона - Гиппий (Конный).
Уже в качестве древнегреческого олимпийского бога Посейдон был в любовной связи с Медузой Горгоной, которая родила ему сына - волшебного коня Пегаса.
Позднее Посейдон считался покровителем коневодства, в его честь устраивались Истмийские игры с конными ристалищами.
Древнейшие мифы свидетельствуют, что Посейдон был сначала божеством земли, а не моря. Само имя Посейдон в одной из трактовок означает "супруг Земли". Другое прозвище этого бога - Фитальмий, что означает "производящий", то есть изначально Посейдон ведал плодородием Земли. Как ведал? Был божеством подземной влаги, оплодотворяющей Землю, то есть одно время Посейдон был подземным богом, ведавшим и землетрясениями.
Судя по древнегреческим мифам, много позже Посейдон при разделении мира получил во владения море, Зевс - землю, Аид - подземное царство.
Потом, еще позднее, все большое хозяйство Посейдона получил "по наследству" Святой Николай.
Существовал ли реальный человек с таким именем, который потом был причислен к лику святых? Если да, за что он удостоился такой чести?
Здесь история делится на два прямо противоположных течения.
Известно, что культ Святого Николая, во многом вобравший черты культа Посейдона, возник в V веке. Считается, что незадолго до этого, в IV веке, жил реальный человек, историческое лицо - архиепископ Мир Ликийских (город в Малой Азии, теперь - территория Турции). Этот священник прославился многими чудесами. Но в историю вошел за то, что в 325 году на Вселенском Соборе он победил иересиарха Ария, который хулил Троицу.
Считается, что мощи Николая-Угодника до сих пор хранятся в городе Бари (южная Италия), и, чтобы припасть к ним, туда и в наше время стекаются толпы паломников.
Правда, как выяснилось после тщательного изучения списков Вселенского Собора 325 года, в нем не значится архиепископ Николай, иерарх Ликийский.
Как реагировать на это научное открытие? Ведь это значит, что такого исторического лица вообще не существовало. А как же мощи, чьи они?
Хотя отсутствие в списках могло означать и то, что во все времена кто-то что-то мог забыть, или что кто-то из зависти или иных дурных человеческих качеств сознательно не внес Николая в списки, чтобы пятнадцать веков спустя мы с вами пребывали в затруднительном положении.
Как бы там ни было, в нашей крестьянской стране в Деда Мороза трансформировался Святой Николай - покровитель земли и воды, хлеборобов и землепашцев, а также всех, кто вдали от родной земли - добрый, творящий чудеса, дарящий подарки и новые надежды.
Потом эти два образа разделились. Николай Угодник остался святым, а Дед Мороз с седой бородой стал сказочным персонажем, символом и атрибутом светского праздника.

Фоторобот
Традиционный облик Деда Мороза

В вопросе определения традиционного образа Деда Мороза существуют многочисленные "подводные камни". Действительно, что считать критерием соответствия - исторические зарисовки, исследования эпоса или образ сформированный современными художниками и кинематографистами? Вопрос остаётся открытым.
Особенно не повезло костюму Деда Мороза. Образы созданные в кино замечательными Российскими режиссёрами и актёрами во многом разрушили традиционные каноны костюма. При этом виновниками такого вольготного отношения к традициям зачастую оказываются сами зрители, ассоциируя с Дедом Морозом его многочисленных "младших братьев" - Морозко, Мороза-Трескуна и других.
И всё же, давайте попробуем определить основные черты облика Российского Деда Мороза соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего "физиологического" смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие "неточности": замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.

Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль ...

Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "подделки". Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.

Снегурочка - уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и как правило оправдываются отсутствием возможности изготовить "правильный" костюм.

________Вот такой он, наш Дед Мороз________

Продолжение следует...
Напишите мне


 
Сайт создан в системе uCoz